Реализация программы по развитию личностного потенциала


Общая информация: 

По итогам Конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в Программе по развитию личностного потенциала, инициированной благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» (далее - Программа), в 2019 году определено 10 новых регионов-участников, в том числе Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Сформирована региональная команда внедрения в составе 56 человек, состоящая из управленческих кадров 10-ти общеобразовательных организаций и 2-х дошкольных учреждений округа, а также из представителей Института развития образования и Регионального молодёжного центра.​МБОУ СОШ №6 города Сургута. В ходе обучения командой школы был разработан и представлен проект по созданию личностно-развивающей образовательной среды в образовательной организации. Более подробно вы можете ознакомиться с проектом по ссылке, представленной ниже:

Проект МБОУ СОШ №6 "СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ".

Данный проект относится к разряду гуманитарных проектов, который соответствует принципам эколого-педагогического проектирования. Таким образом, при эколого-педагогическом проектировании организуется: комплекс «развивающих стимулов» – пространственно-предметный компонент образовательной среды, «развивающая деятельность» субъектов образовательного процесса – организационно-технологический компонент образовательной среды, «развивающее межличностное взаимодействие» субъектов, опосредующее воздействие на личность соответствующих стимулов и включение её в соответствующую деятельность в контексте образовательного процесса – социальный компонент образовательной среды.

Проект отличен от других реализуемых в школе проектов тем, что носит комплексный средо ориентированный характер, направлен на развитие субъектов образовательных отношений через воздействие на них различных микросред.

Научно-методологическую основу для разработки проекта составили работы следующих исследователей: 

-проблема роли среды в развитии личности и оптимальной организации школьной среды  Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

-методологические дискуссии отечественных психологов и педагогов о роли среды и механизмах её влияния на процесс развития ребёнка А.А. Богданов, К.Н. Венцель, А.К. Гастев, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмидт.

-критический анализ педагогических подходов к пониманию личностно развивающей роли среды (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский).

-средовой подход в воспитании успешно использован в работах ряда исследователей: Е.П. Белозерцева (2000), Р.А. Кассиной (2006), И.И. Сулима (2010), Л.Н. Шиловой (2015) и др.

-вопрос школьной среды как предмета измерения рассматривался в работах А.М. Моисеева, О.М. Моисеевой, Г.Л. Турчинского, В.А. Ясвина, Ю.В. Громыко и др. 

Участниками проекта являются все участники образовательных отношений: обучающиеся с 1 по 11 класс, педагогические работники, родители обучающихся

​Пространственно-предметный компонент, организационно-технологический компонент ПОС и социальный компонент ЛРОС

Планируемые изменения в средообразующих компонентах образовательной среды школы

Характеристика образовательной среды

Изменения по средообразующим компонентам

Организационно-технологический

Социальный компонент

Предметно-пространственная среда ОО

Широта

Обогащение образовательной модели ОО, рост вариативности содержания образовательных программ, числа образовательных траекторий, элективные курсы, развитие многообразия учебной и воспитательной работы (образовательные экскурсии),расширение спектра образовательных технологий (уроки 4К, формирующее оценивание), усиление открытости ОО

Отражение ценности богатства и многообразия среды в системе ценностей и миссии ОО, рост многообразия в укладе жизни ОО

Усиление разнообразия оформления помещений и территории ОО, продуманное зонирование пространств, обогащение их функциональных возможностей

Интенсивность

Усиление насыщенности учебных планов, внеурочной деятельности

Рост доли индивидуальных учебных планов

Предложения по дополнительным услугам, досугу

Концентрация внимания в повестке дня ОО на крупных, сильно влияющих на жизнь ОО событиях

Выбор и реализация дизайнерских решений, обеспечивающих более интенсивное влияние элементов предметной среды на детей

Осознаваемость

Развитие общей субъектности детей,осознанности и самостоятельности их учения и поведения как сквозная линия всего образовательного процесса

Специальное внимание к системе ценностей, традициям ОО

Информационная насыщенность предметной среды, информативность ее сигналов

Обобщенность

Усиление работы по межпредметной координации педагогов, совместной работы по формированию метапредметных и личностных результатов детей, совместной работы с детскими проектами

Целостность миссии ОО и вовлеченность в нее всех участников образовательных отношений

Повышение внимания к преемственности, целостности в организации жизни ОО, специальные усилия пор обеспечению лучшей координации работы, меры по сплочению коллектива

Развитие команд и командной работы в ОО

Использование предметно-пространственной среды и ее изменений для усиления сплоченности коллектива ОО, создание в среде пространств для совместной работы(коворкинг)

Эмоциональность

Обеспечение позитивного эмоционального тона в образовательном процессе, снижение демотивирующих факторов, вызывающих негативные эмоциональные переживания

Общая открытость эмоционально-чувственной сферы в реализации образовательного процесса

Усиление внимания к формированию эмоционального интеллекта детей, эмоциональному развитию в целом

Эмоциональность, эмоциональная окрашенность как общий тон и стиль всей жизнедеятельности ОО

Предпочтение при обновлении среды более сильно эмоционально окрашенным решениям при одновременном внимании к рациональности и осмысленности оформления

Доминантность

Оптимальная плотность учебного плана, воспитательных мероприятий в ОО усиление ее влияния на отношение к ОО

Развитие сильной и плотной повестки дня ОО, делающей ОО более привлекательной, способной сильнее вовлечь детей в свою жизнь и активную деятельность

Богатство и общая привлекательность предметной среды, организация пространств и интерьеров, позволяющих ОО выдерживать конкуренцию с другими источниками влияния на детей

Когерентность

Сетевые практики в образовательном процессе ОО

Широкий обмен опытом

Выход на широкие социальные связи

Множественность конструктивных партнерских связей

Отражение в устройстве и оформлении предметной среды социальной проблематики и социальных связей ОО, представленность информации о жизни партнеров и друзей ОО

Активность

Усиление учета социального заказа, потребностей социума при выборе образовательной модели ОО, образовательных программ всех уровней

Усиление социальной направленности воспитательной работы (шефство, волонтерство и т.п.)

Более активный выход в социум для решения задач продуктивной социализации

Развитие стратегий ОО в направлении оптимального сочетания адаптивности и адаптирующего характера, активного развития качества и стратегий социального служения ОО

Усиление активности социальных коммуникаций школы, развитие социального партнерства, открытости ОО

Отражение в устройстве и оформлении предметной среды социальной проблематики и социальных связей ОО

Мобильность

Актуальность содержания образовательных программ, общего учебного плана (курикулума)

Актуальность технологий

Постоянное освоение новшеств в образовательной системе ОО, поощрение творчества, креативности детей

Упор на ценности инновационного развития в общей системе ценностей ОО, ее организационной культуре, гибкость организационной структуры, развитие инновационной подсистемы ОО

Актуальность внутриорганизационного управления

В целом - высокий инновационный тонус, соответствующий стратегии развития ОО

Использование трансформируемых пространств, более мобильной мебели, оборудования, наличие пространств для свободного самовыражения детей, их отдыха

Структурированность

Стройность, просчитанность проработанность основной и дополнительных образовательных программ, ясность порядка их разработки и коррекции

Ясность и проработанность стратегии ОО, ее доведение до всех участников образовательных отношений

Осмысленность и продуманность задач, решений, инструментов

Реализация мер, повышающих уровень восприятия среды, информативность,«читаемость» среды, ее понятность для участников образовательных отношений

Безопасность

Повышение внимания к безопасности образовательных процессов, профилактике нарушений психологической безопасности, развитие здоровье-сбережения

Включение комплексной безопасности в систему ценностей ОО, ее миссию, культивирование безопасности среды в ОО

Устранение (после их выявления) всех источников небезопасных воздействий среды на детей

Замена устаревших элементов среды на более безопасные

Устойчивость

Развитие преемственности в образовательных процессах

Культивирование традиций, преемственности лучших моментов в практике ОО

Стабильность управляющей подсистемы

Обеспеченность кадрами; отсутствие текучки

Выстроенные механизмы внутриорганизационного развития

Традиции; грамотная имиджевая политика

Сохранность контингента обучающихся

Высокое качество базовых редко изменяющихся элементов среды

Этапы изменений образовательной среды:

– первоочередные изменения образовательной среды (2020-2021гг.)

– второстепенные изменения образовательной среды (2021-2022гг.)

– частичные изменения компонентов образовательной среды (2022-2023гг.)

Фото/видео материалы, иллюстрирующие процесс и результаты реализации Программы

Разработан новый логотип образовательной организации



​Начало работы над созданием личностно-развивающей образовательной среды на 2 этаже школы для обучающихся начальных классов

1) Мягкие секции и занимательный пол для организации неформальной коммуникации между обучающимися во время перемен


2) обучающие стены начальной школы, которые предполагают интеракцию обучающихся


3) стена неформальной обратной связи с обучающимися